Вальдорфская кукла
Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная вальдорфскими педагогами в первые годы возникновения вальдорфских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области детской педагогики на основе антропософского учения о человеке. Иногда вальдорфских кукол называют также «штайнер-куклы». Эти игрушки объединяет забота о физическом и духовном здоровье ребенка, понимание необходимости учитывать естественное развитие ребенка. Создание вальдорфских игрушек изначально не ориентировано на коммерческие цели, но на создание особой педагогической культуры окружения ребенка, гармонично влияющих на его развитие. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов — хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины.
Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях) — сделаны по пропорциям соответственно телу взрослого человека. Таким образом, играя с ними, ребенок воспроизводит не искаженную картину мира. (С этой же целью, вальдорфские игрушки, изображающие животных, условно изображают настоящих животных, не искажая пропорции и цвета).
Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно — глаза точками, рот — небольшим полумесяцем. При этом, лицо прорабатывается тоже в соответствии с возрастом ребенка, которому кукла предназначена: для простых кукол — это просто гладкий шар, без прорисовки лица (кукла безлика, чем близка к народной); для более «взрослых» лицо рельефно — глаза в углублении, носик выступает. Могут даже прорабатываться носогубные складки и подбородок. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребенку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.
При выборе игрушки для конкретного ребенка учитывается его возраст, телосложение, темперамент. Это сообразно и с педагогической, и с практической точки зрения.
Кукол можно условно разделить на группы по характеру игры, свойственной разным возрастам — манипулятивной, сюжетной, сюжетно-ролевой и степени сформированности образа человека, который хорошо проявляется в детских рисунках:
1.с рождения до 2,5-3лет: куклы-уголки, узелковые, куклы-подушки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки, куклы из ниток[1]. Простые, мягкие куклы из фланели или трикотажа нежных пастельных тонов, с выделенной в виде шара головой и подвижными ручками-ножками («головоноги»). Вместо волос на голове колпачки с длинными хвостиками, эти куклы безлики.
2.от 2,5-3 до 4,5-5 лет: куклы с одетым телом, оформленными ручками и возможно рельефной головой с вышитыми глазами и ртом. Это очень разные по форме куклы — тело может быть плотным или мягким, худеньким, толстеньким, с раздельными ножками или как в конверте (куколка для сна), с выделенными ступнями или без, в шапочке или с проработанными волосиками — все зависит от возраста ребенка, усложнение форм идет по мере взросления. Такой кукле можно сшить снимаемую одежку, если ребенок уже умеет ее снимать-надевать. Набивка должна позволять сажать куклу, двигать ручками. Размер кукол различный, вплоть до карманных куколок, которых удобно брать на прогулку или использовать для кукольных спектаклей. Длина волос небольшая — ведь у детей такого возраста еще короткие волосы.
3.5,5 лет и старше: кукла с оформленными ручками и ножками, с большим пальцем на руке, ступнями, рельефной головой с вышитыми глазами и ртом, возможен выступающий носик. Волосы могут быть проработаны, можно заплетать, расчёсывать. Одежда шьется отдельно, может содержать мелкие детали (пуговки, крючки), требующие ловкости от ребенка. Подрастая, дети могут самостоятельно шить одежду для этой куклы.
В России переведены несколько книг, раскрывающих педагогические особенности и технологию шитья вальдорфских кукол, проводятся семинары по их изготовлению.
Изначально вальдорфские куклы придуманы для изготовления воспитателями, мамами и детьми (как дошкольниками, так и школьниками). Если вы хотите самостоятельно сшить вальдорфскую куклу, начните с кукол простых форм.
Вальдорфские школы
Благодарим за помощь
в подготовке материала Варникову Светлану,
воспитателя Вальдорфского детского сада "Алёнушка" ("Семейный лад")
Более 800 вальдорфских школ во всём мире разделяют общий подход к образовательным идеям Р. Штайнера, австрийца по происхождению, ученого, художника, философа.
Вальдорфские школы. как и любые другие уникальны и неповторимы, но главное что их объединяет это то, что они базируются на принципах естесственного развития человека, как существа телесно - душевно - духовного. Преподаватели школ едины в подходе к ребёнку как растущему Человеку - уникальной индивидуальности, носителю Образа Божьего.
Большинство детских болезней, утрата естественной любознательности и интереса к учебе, а также органические болезни, нервные расстройства - результат неправильного отношения к ребёнку ещё в дошкольном возрасте.
Раннее чтение, телевизоры, компьютеры, логические игры, усиленное обучение по эксперементальным программам - вот что, по мнению педагогов явлется Вальдорфской школы явлется причина того, что к 7 годам ребёнок становится усталым старичком не желающим учиться.
Попробуем представить, что такое Вальдорфская школа.
Около семи лет у детей происходят физиологические изменения, одно из них - смена зубов. Появляются новые внутренние силы, что позволяет переходить к школьному обучению.
Обучение в вальдорфской школе делится на 3 ступени. Первая, как и везде, начальная. Этот период посвящён формированию умений и навыков и развитию предметного мышления. Занятия строятся так, то у ребёнка в первую очередь развиваются чувства и воля. Средства для этого - музыка, живопись, рассказывание и очень много работы по формированию тонкой моторики.
Первоклассник в такой школе сначала учиться писать, а только потом читать собой написанное.
Вторая ступень (классы 5-8) характеризуются началом развития абстрактного мышления на основе предметного.
Старшие классы - это принципиально новая ступень. На ней начинается академическое обучение. Эта ступень у детей характеризуется интенсивным развитием абстрактного мышления, способностью впитывать большие объёмы информации.
Преподавание в школе строится эпохами - методом погружения. Это значит , что в течение 3-4 недель дети на главном уроке (1, 5 часа) занимаются одним и тем же предметом, что бы вжиться в материал.
По возможности все предметы ведет один учитель. Почему?
Во-первых, это возраст, когда в жизни ребёнка наибольшее значение имеет авторитет взрослого.
Во-вторых, легче достигается взаимосвязь предметов, образ единства окружающего мира.
В-третьих, нечестно с одного ребёнка спрашивать то, что ему могут дать только несколько взрослых специалистов. Учитель должен своим примером показать. Что вся программа доступна одному человеку.
Расписание уроков обусловлено ритмом дня. Первые утренние полтора-два часа изучаются предметы основного курса, требующие особого внимания и активной работы.
Следующий блок предметов оказывает главное воздействие на чувственно - душевную сферу деятельности: иностранные языки, музыка, рисование, ритмическое движение под музыку.
Последняя завершающая часть дня - работа рук и ног: лепка, гимнастика, работа в мастерской.
Большое внимание основной учитель уделяет с одной стороны работе с проблемой каждого ученика, с другой стороны-всего класса, как единого живого организма. В жизни человека важен не только процесс обучения, но и общение, взаимодействие с социумом.
В такой школе обучение не является состязательным. В младшей и средней школе не выставляют оценок. Нет единого учебника по каждому предмету. У всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, ученики сами пишут свой учебник!
Как показывает опыт вальдорфских школ, если ученик старшей ступени желает, то он может успешно в течение года специализироваться для поступления в избранный ВУЗ. Ранняя специализация, которую родители часто навязывают ребёнку, может затруднить или даже сделать невозможным достижение истинного призвания.
Вальдорфская школа стремиться не допустить этого, в основе её образования - формирование разносторонней Личности. Она готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями:
* самодисциплины
* свободное мышление
* благоговейное отношение к красоте и чудесам мира.
Список литературы:
1. Карлгрен Франс "Воспитание к свободе" Московский центр вальдорфской педагогики, М.1993г.
2. "Вальдорфский детский сад" Брошюра составлена воспитателями ДОУ N412 г. Н.Новгорода.
3. Школьный журнал "Семейный лад" зимний выпуск 1997-1998 год.